Памятка родителям по формированию жизнестойкости у подростков

Жизнестойкость – это способность достаточно легко преодолевать изменения, жизненные трудности и приспособиться к ним.

Совладание с проблемами может идти по двум путям – либо по активному (жизнестойкое совладание, согласно С. Мадди), либо по пассивному (инфантильность, стремление плыть по течению).

Подростковый возраст имеет особое значение в формировании жизнестойкости, потому как подросток – это личность постоянно становящаяся, постоянно меняющаяся и постоянно находящаяся в поиске самого себя.

Исследователями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни, значит, большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно: семье и воспитанию ребенка.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они — скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск или угроза благополучию.

Воспитание жизнестойкости требует от родителей определенных мер воспитания:

  • Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы, жестокое обращение. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, ЗАБОТА, УЧАСТИЕ и  ПОНИМАНИЕ близкого человека являются мощными ободряющими средствами.
  • Помогайте ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений, в проявлении самостоятельности.
  • Подчеркивайте значимость семьи, чувства гордости за подростка и родства. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  • Уважайте ребенка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он — личность и имеет право на свое мнение. Примите то, что он уже вырос и имеет право быть самодостаточным.
  • Поощряйте активность, но не заставляйте подростка прыгать выше головы, возможно, это его планка. Ведь ребенок — пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец – он хорош уже тем, что он есть.
  • Будьте внимательным слушателем, не спорьте. Ваша правота не так важна как ваш подросток и его самочувствие.
  • Учите четкому определению и называнию проблемы, подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни, у всех они есть. Совместно ищите пути выхода, чтобы ребенок не чувствовал себя один на один с проблемами или боялся о них вам сообщить.
  • Покажите на своем примере поведение в обществе. Чтобы научить ребенка быть  дружелюбным, общительным, ответственным и проявлять взаимовыручку, будьте таким сами.
  • Помощь в перестройке негативных эмоций в позитивные («Все решаемо»).
  • Рассказывайте, как и где можно попросить помощь в случае необходимости. Разум подростка не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы, а ваша реакция может быть слишком эмоциональной, специалист же будет объективен.
  • Обращайте внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. Поэтому совет родителям прост и доступен:  «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своем отношении к детям и к самим себе».