Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков…

Подростковый возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробовать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для психоактивных веществ.

Наиболее действенной причиной приобщения подростков к алкоголю и наркотическим веществам является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников. Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут, как способствовать, так и препятствовать алкоголизации и наркотизации. Чтобы адекватно строить профилактическую работу в этом направлении, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.

Существуют также факторы, которые удерживают подростков от употребления психоактивных веществ, даже в самой неблагоприятной обстановке. К таким защитным факторам относятся:

  1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.
  2. Привязанность к своим близким.
  3. Возможность активного участия в значимой деятельности.
  4. Успешность в овладении знаниями и умениями.
  5. Признание и одобрение со стороны окружающих.

Формирование ценностей, альтернативных ПАВ, обращение к ресурсам личности подростка — вот та область, где усилие педагогов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты. Подросткам надо говорить о «страшных вещах», связанных с ПАВ, надо говорить, о том, что это добровольное сумасшествие, патологическое восприятие мира, психогенные расстройства. Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т.д., а также о сущности здорового образа жизни.

Информация предоставлена социальным педагогом Оксаной Кретининой, с использованием интернет ресурсов.