Роль производственных экскурсий в учебном процессе

Основная задача средних специальных учебных заведений — подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых на практике, с другой — формирование профессиональных умений и навыков. Для достижения этих целей, наряду с традиционными уроками, внедряются такие уроки, как уроки-семинары, уроки-дискуссии, а также уроки-экскурсии. Уроки-экскурсии являются методом «погружения в материал», способствующим лучшему пониманию проблемы. Учебная деятельность способствует расширению кругозора студентов и повышению заинтересованности в освоении профессии, позволяет составлять алгоритм решения нестандартных задач. Для того чтобы объединить учебный процесс в колледже с реальной профессиональной жизнью активно применяются в процессе обучения – экскурсии на предприятия. Такая форма обучения позволяет развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу будущего специалиста. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения. Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.
Информацию подготовила Перескокова С.А., преподаватель