Знание основ защиты прав потребителей

Тема викторины «Знание основ защиты прав потребителей», которую мы провели со студентами 2 курса, группы 9ТД-191, специальности Технология деревообработки. 

 Права потребителей объективно являются одними из самых востребованных прав гражданина, которыми он пользуется ежедневно, покупая товары в магазинах, заказывая выполнение работ или оказание услуг. Государство, понимая, что потребитель в правоотношениях с изготовителем, исполнителем, продавцом выступает более слабой стороной, предусмотрело достаточно серьезный арсенал законодательных норм, обеспечивающих права и законные интересы потребителей. Эти нормы в большинстве своем закреплены в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (ред. от 08.12.2020).

Однако даже при развитой системе норм, устанавливающих действенные механизмы реализации и защиты прав потребителей, не многие знают необходимые правовые основы, обеспечивающие эффективную реализацию этих прав и гарантии их защиты.

Остановимся на ключевых моментах викторины более подробно. Прежде всего: кто является потребителем?  Ответ на этот вопрос подробно ответили Куприянов Вячеслав и Харлов Никита. Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

 В результате обсуждений, рассуждений, ошибочной информации, студентам удалось сгруппировать сведения, которые потребители должны получить от продавца:

  • Наименование товара;
  • Информация об изготовителе;
  • Сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о составе, весе, объеме, калорийности, противопоказаниях при отдельных видах заболеваний;
  • Цена и условия приобретения товаров (работ, услуг); 
  • Гарантийный срок, если он установлен;
  • Срок службы и годности товаров, сведения о действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • Адреса изготовителя и предприятий, производящих ремонт и техобслуживание; 
  • Стандарты, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
  • Информация о сертификации, если товар (работа, услуга) подлежат сертификации; 
  • Содержание вредных для здоровья веществ, противопоказания при их применении;
  • О Правилах продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг). 

 Знание прав потре­бителя дает возможность каждому решить для себя проблему качества товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, по­могает в становлении рыночных отношений. Вопросы потребительского просвещения нельзя откладывать до момента выхода наших студентов во взрослую жизнь. Полученные знания помогут выработать свою сис­тему потребительских ценностей. Потребитель должен уметь себя защищать в трудных потребительских ситуациях, а для этого нужно знать свои права данные государством. Большинство студентов знают, что на сайте Роспотребнадзора можно найти телефоны горячих линий территориальных органов, предоставляющих консультации или разъяснения, общественных приемных, консультационных центров и пунктов по защите прав потребителей в субъектах РФ.

Ануфриева Г.Н., преподаватель